Российское диализное общество

Просмотр статьи

<< Вернуться к списку статей журнала

Том 11 №4 2009 год - Нефрология и диализ

Внедрение медицинской информационной системы в отдельных центрах гемодиализа РФ


Шаманский М.Б. Найговзина Н.Б. Шило В.Ю.

Аннотация: Цель. Изучить результаты внедрения медицинской информационной системы в 8 центрах диализа сети «Евромедик» в Российской Федерации. Материалы и методы. На 1-м этапе медицинская информационная система (МИС) была внедрена в Московском центре диализа на базе ГКБ № 20 (МЦД). МИС позволяла автоматизировать все ключевые информационные потоки МЦД, проводить расчеты ключевых индикаторов адекватности гемодиализа не вручную, а в полуавтоматическом режиме, экономя тем самым время врача и среднего медперсонала. На 2-м этапе МИС была внедрена в центры гемодиализа Московской области: Мытищи, Коломна, Красногорск. На 3-м этапе МИС была внедрена в 4 центра гемодиализа: Санкт-Петербург, Набережные Челны, Казань, Астрахань. Объектами исследования стали диализные пациенты и их медицинская документация: медицинская карта диализного больного (форма 001-у), карта динамического наблюдения диализного больного (форма № 003-1/У), отчет о работе отделения диализа и Центра амбулаторного диализа (форма № 68), а также время медицинского персонала, затрачиваемое на ведение данной документации. Общее число пациентов, охваченных МИС, составило свыше 1700 больных. Результаты. Внедрение медицинской информационной системы позволяет автоматизировать работу с медицинской документацией практически всего лечебного и административного персонала гемодиализного центра, упростить процессы планирования гемодиализных процедур, подготовки выписных и этапных эпикризов, проведения расчетов ключевых индикаторов адекватности гемодиализа. Система подсказывает врачу и среднему медперсоналу, какие документы имеют пробелы, каких данных не хватает, и их необходимо заполнить для последующего анализа. Система в автоматическом режиме формирует списки больных по залам, списки больных для транспортировки бригадами СМП, рассчитывает количество использованного расходного материала, автоматически вносит в выписки необходимую актуальную информацию, включая паспортные данные, программу диализа и динамику лабораторных показателей и пр. Автоматизация процессов планирования процедур и анализа ключевых показателей лечения позволила увеличить поток обслуживаемых пациентов (на примере Московского центра диализа) с 241 пациента в 2004 г. до 364 в 2008 г. (табл.). Из представленных данных видно, что на фоне сохранения численности кадров за несколько лет прирост пациентов составил 51%, что говорит о рациональной организации и планировании работы центра. Проведенный анализ также показал, что на экономии рабочего времени врачебного медицинского персонала можно достичь следующих результатов: – до внедрения МИС затраты времени врача на расчеты основных индикаторов адекватности диализа (Kt/V, URR), подготовку этапного эпикриза для одного пациента составляли, в среднем, 43 минуты; – после внедрения МИС это время сократилось, в среднем, до 16 минут. Таким образом, экономия времени одного врача составляет 27 минут для 1 пациента. Учитывая (на примере МЦД), что в месяц работа 9 врачей охватывает примерно по 44 пациента, количество сэкономленного времени в год составляет 89 рабочих дней – только врачебного времени. Приняв за норму центр, рассчитанный на обслуживание 100 пациентов, можно получить следующий годовой норматив экономии времени врача: 89/3 = 30 рабочих дней. Суммировав данные по исследуемым центрам диализа Российской Федерации, можно говорить об экономии примерно 300 рабочих дней врача в год, высвобождаемого от рутинной бумажной работы для совершенствования знаний и непосредственного контакта с пациентом. Выводы 1. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность использования материально-технических ресурсов, а за счет оптимального планирования процедур увеличить и их количество, тем самым оказывать медицинскую помощь большему количеству пациентов. 2. Доступность и наглядность информации несоизмерима с бумажным носителем, воспринимаемость хранимой информации максимальна. 3. Внедрение МИС позволяет медперсоналу уделять больше внимания пациенту, повышать и полноценно применять свои профессиональные знания и навыки.

Для цитирования: Шаманский М.Б., Найговзина Н.Б., Шило В.Ю. Внедрение медицинской информационной системы в отдельных центрах гемодиализа РФ. Нефрология и диализ. 2009. 11(4):356-357. doi:



Навигация по статьям
Разделы журнала
Наиболее читаемые статьи
Журнал "Нефрология и диализ"